Плоскости скольжения

Упрочнение металла весьма устойчиво во времени. Так, недавно проведенные исследования, показали, что наклеп металла и остаточные напряжения, созданные при накатывании роликами шеек железнодорожных осей, а также соответствующее повышение усталостной прочности в пределах 500 млн. циклов после испытания практически не изменяются. Такая длительность испытания соответствует 1 650 000 км пробега или 25 годам работы вагона.

В случае необходимости снять наклеп и напряжения частичное или полное разупрочнение металла может быть достигнуто отжигом.

Если при холодном деформировании происходит интенсивное блокообразование, искажение пространственной решетки и накопление внутренних напряжений (а следовательно, и внутренней потенциальной энергии), то при отжиге решетка восстанавливается до уровня, соответствующего минимуму внутренней потенциальной энергии, происходит укрупнение и рост зерен-металл разупрочняется.

Разупрочнение сплавов происходит скачками, в несколько приемов, причем температура последнего скачка практически совпадает с температурой рекристаллизации.

В результате разупрочнения понижаются прочностные свойства наклепанного металла (предел прочности и текучести) и повышаются показатели пластичности — относительное удлинение и сужение, ударная вязкость. Дробление зерен и рост количества дефектов решетки дислокаций при холодной деформации приводит к снижению плотности, электропроводности, теплопровод-н о с т и, магнитной проницаемости металла.