Явление волнистости

Так, например, при обработке шлифованием вала и отверстия диаметром 30 мм, сопрягаемых по скользящей посадке 2-го класса точности, средняя высота микронеровностей получается равной 7 мк. При допуске на вал от 0 до -14 мк и на втулку от 0 до +23 мк допускаемый зазор колеблется в пределах от 0 до 37 мк. После первоначального износа во время приработки деталей, в результате которого высота микронеровностей уменьшается приблизительно на 23 исходной величины, диаметр вала уменьшится, а диаметр отверстия увеличится на столько, что величина зазора между ними может достичь 50 мк и выше, т. е. посадка скольжения перейдет в смежную с ней посадку движения или даже в ходовую. Прочность неподвижных посадок в значительной степени зависит от величины опорных поверхностей сопрягаемых деталей, обусловливаемой высотой и формой шероховатостей. Так, снижение чистоты поверхности вала и отверстия диаметром 50 мм, сопрягаемых по прессовой посадке 3-го класса точности (Пр2з) с 8 до 6-го класса приводит к уменьшению величины натяга от 125 до 95 мк и удельного давления от 1947 до 1480 кгсм2.

Влияние микрогеометрии на прочность соединений особо сильно сказывается не только с уменьшением их размеров, но также при сопряжении твердых, закаленных деталей с мягкими, сырыми.

В этом случае срезание шероховатостей мягкого металла происходит наиболее быстро и интенсивно. Таким образом, условием прочности точных соединений 2 и 1-го классов деталей средних и малых размеров является обеспечение высокой чистоты сопрягаемых поверхностей (от 8-го класса и выше).

?