Достижение высоких классов

Для вала эта зависимость имеет более сложный характер. Правая ветвь кривой соответствует относительно грубым видам чистовой обработки (тонкое точение, шлифование), в результате которых на поверхности вала образуются значительные по высоте шероховатости, быстро изнашивающиеся абразивными частицами, содержащимися в смазке и проникающими в подшипник с поверхности вала. Левая ветвь кривой относится к тонкой обработке вала (доводке, притирке и полированию), в результате которой продукты износа круга, брусков или порошков переносятся на вал, а с него шаржируются в мягкий металл подшипника.

Насыщенная абразивом поверхность подшипника интенсивно изнашивает вал. Последние исследования с помощью радиоактивных изотопов также подтвердили существование оптимальной микрогеометрии для различных трущихся пар и разных условий износа.

Установление оптимальной микрогеометрии для различных условий износа является сложной, до сих пор полностью не разрешенной задачей. В настоящее время достижение оптимальной шероховатости вала чаще всего связано с применением тонкого шлифования, при котором износ круга, а следовательно, и шаржирование продуктов износа в обрабатываемую поверхность, сравнительно невелики.

Однако тонкое шлифование является весьма трудоемкой и дорогостоящей операцией. Холодной обработке давлением не свойственны указанные недостатки абразивной обработки металлов.

Применение твердозакаленных, тщательно отделанных металлических инструментов (исключающих проникновение в обрабатываемую поверхность каких-либо абразивных частиц) обеспечивает достижение высоких классов чистоты.