Описываемый способ

Сущность обработки зубчатого венца конических колес по методу обкатки состоит в воспроизведении на зуборезных станках движения качения обрабатываемой детали по воображаемому, так называемому производящему колесу, один или несколько зубьев которого превращены в режущий инструмент. Одним из наиболее широко распространенных способов обработки конических зубчатых колес по методу обкатки является способ строгания двумя резцами на зубострогальных станках (модели 5А26, 526, 5282 и др.). Резцам, представляющим собой два соседних зуба производящего колеса, сообщается возвратно-поступательное движение вдоль зуба обрабатываемой детали и движение обкатки — вращение вокруг оси производящего колеса. Обрабатываемое колесо получает вращение вокруг своей оси, кинематически точно согласованное с вращением производящего колеса.

Сочетание перечисленных движений позволяет за одно качание люльки станка с резцами обработать две стороны одного зуба детали.

При выходе резцов из зацепления с деталью происходит деление и начинается обработка следующего зуба колеса. Зубострогальные станки, работающие по такому принципу, используются обычно лишь для чистовой обработки конических зубчатых колес, впадины которых предварительно начерно прорезаны каким-либо другим способом.

Наиболее производительным способом обработки конических колес по методу обкатки является способ фрезерования их двумя дисковыми фрезами, уступающий по производительности лишь круговому протягиванию зубьев и выполняемый на станках моделей 5П23 и 5230. Кинематика процесса фрезерования при этом способе полностью аналогична кинематике строгания колес двумя резцами.

Отличия состоят в том, что движением резания здесь служит вращение фрез вокруг своих осей и что фрезы не имеют поступательного движения вдоль обрабатываемого зуба, в результате чего впадины обрабатываемого колеса получаются вогнутыми: применяя фрезерование в качестве способа обработки колес, предварительно следует убедиться, не превысит ли эта вогнутость допустимых пределов.